Газета «Городские известия» № 3860 от 31 Мая 2016 |
---|
Потому что – актриса! |
---|
С этим семейно-творческим тандемом я давно и счастливо знакома. Наталья Бугаева, ведущая актриса Курского государственного театра кукол, и Валерий Бугаев, главный режиссер этого театра, муж и жена. Каждая встреча с ними – радость. Но последняя особенно: повод хорош. У Натальи Альбертовны юбилей. Впрочем, я, пожалуй, немного лукавлю. Не люблю юбилеев, ни своих, ни чужих. И тут, как выяснилось, мы с юбиляршей совпали. Она искренне радовалась, что в этот самый день будет далеко от дома – в Германии, куда театр отправился на гастроли… А юбилеи, они ведь обязывают итоги подвести, этакая ревизия. А кто ж их, ревизии, любит? Хотя багаж, с которым актриса подошла к очередной круглой дате, дает законный повод для гордости. И дело не в звании заслуженной артистки РФ (хотя, скажем прямо, ими кукольников балуют нечасто). Куда важнее, что она достойный соавтор практически всех успешных работ театра. А их немало. – Бойцы невидимого фронта, – с улыбкой говорит Наташа. Вероятно, для кого-то это издержки выбранного жанра. Для нее, пожалуй, дополнительный плюс. Несмотря на профессию (про которую не без основания говорят: все на продажу), человек она откровенно непубличный, со скепсисом относящийся к тусовочной мишуре.
А вот несомненное преимущество примадонн театра кукол то, что им не страшно стареть, не приходится переживать мучительного для артисток драмы перехода в иную возрастную категорию, из дочек в мамы, а потом в бабушки. Сохрани голос и будешь до старости играть принцесс. Не так давно с Натальей приключился случай почти анекдотический. На спектакль «Маленький принц» пришли американцы. После спектакля обступили режиссера: «Покажите нам актрису, которая Маленького принца играла». Пришлось выйти, познакомиться. На лицах гостей появилось некое замешательство: «А озвучивал кто»?
Одной из первых таких удач (это было еще в Днепропетровске) стал царь из лесковского «Левши». Наташа с улыбкой вспоминает, как расплакалась, узнав, кого ей предстоит играть, как обиделась на режиссера. А Валерий Флегонтович принял такое решение скорее от безвыходности: актеров-мужчин в театре не хватало. Однако эксперимент оказался весьма удачным: критика потом не однажды отмечала именно этот образ. А молодая актриса, может быть, именно тогда поняла насколько мощный, тонкий и выразительный инструмент – голос. В той роли он стал почти неузнаваемым – резким, визгливым, вздорным. Говорить на языке, понятном именно сегодняшнему зрителю, Курский театр кукол умеет виртуозно. Одно из ярчайших тому доказательств – спектакль «Повелитель мух», замеченный не только местными, но и столичными критиками, успешно представленный на нескольких фестивалях. И опять-таки роль в этом Натальи Бугаевой переоценить невозможно, хотя доставшийся ей персонаж вовсе не главный герой. Но именно мальчишка по прозвищу Хрюша, не самый образованный, не самый благополучный, становится неким нравственным камертоном спектакля. И не случайно на фестивале «Волжские сезоны» Наталья Бугаева получила за эту роль специально учрежденный жюри диплом. Кто знает, как сложилась бы творческая судьба актрисы, если бы она не изменила изначально выбранному пути. Но думаю, что останься она, как предполагала профессиональная специализация, в театре драматическом, и там были бы в ее «наградном листе» дипломы «За лучшую женскую роль». Не так часто доводится кукольникам общаться со зрителем вживую, еще реже – без куклы, второго «я». У Натальи Альбертовны, насколько помню, такие случаи на курской сцене выпадали дважды. Первый – в давнем спектакле «Наш Пушкин». Впрочем, она была там не совсем без куклы. В какой-то момент кукла все же появлялась в руках старой актрисы, а ныне уборщицы театра тети Паши. Но не она, смирно сидящая на коленях, а все тот же неподражаемый голос творит чудо. Диалог Царевны и Чернавки обретает такую драматическую силу, что надолго остается в памяти, а явно неглавная роль, доставшаяся режиссерской жене, замечена, кажется, всеми критиками, писавшими об этом спектакле. И во второй раз роль была, мягко говоря, не центральная: служанка Джульетта в спектакле «Король умирает». И вновь не заметить и не отметить ее было просто невозможно.
– А каково быть женой главрежа в театре кукол? В драматическом-то, как правило, им уготовано положение примы и лучшие роли. Иначе она давно бы уже отправилась на пенсию. Ведь, если кто не знает, у кукольников, как в балете: отработал 25 лет – можешь отдыхать. Однако ж не уходит. И, конечно, не мизерная актерская зарплата держит. В конце концов добавку к пенсии можно добыть, работая «в полноги» в частных театриках, коих сейчас немало, где нет тяжелых кукол со сложной механикой, обходятся модернизированными мягкими игрушками («потрошенкой» на жаргоне кукольников). Но Наталье Бугаевой нужен Театр. Потому что она Актриса. Актриса милостью Божией.
Людмила Третьякова
|