Газета «Городские известия» № 3860
от 31 Мая 2016

Потому что – актриса!

С этим семейно-творческим тандемом я давно и счастливо знакома. Наталья Бугаева, ведущая актриса Курского государственного театра кукол, и Валерий Бугаев, главный режиссер этого театра, муж и жена. Каждая встреча с ними – радость. Но последняя особенно: повод хорош. У Натальи Альбертовны юбилей.

Впрочем, я, пожалуй, немного лукавлю. Не люблю юбилеев, ни своих, ни чужих. И тут, как выяснилось, мы с юбиляршей совпали. Она искренне радовалась, что в этот самый день будет далеко от дома – в Германии, куда театр отправился на гастроли… А юбилеи, они ведь обязывают итоги подвести, этакая ревизия. А кто ж их, ревизии, любит? Хотя багаж, с которым актриса подошла к очередной круглой дате, дает законный повод для гордости. И дело не в звании заслуженной артистки РФ (хотя, скажем прямо, ими кукольников балуют нечасто). Куда важнее, что она достойный соавтор практически всех успешных работ театра. А их немало.

– Бойцы невидимого фронта, – с улыбкой говорит Наташа. Вероятно, для кого-то это издержки выбранного жанра. Для нее, пожалуй, дополнительный плюс. Несмотря на профессию (про которую не без основания говорят: все на продажу), человек она откровенно непубличный, со скепсисом относящийся к тусовочной мишуре.

А вот несомненное преимущество примадонн театра кукол то, что им не страшно стареть, не приходится переживать мучительного для артисток драмы перехода в иную возрастную категорию, из дочек в мамы, а потом в бабушки. Сохрани голос и будешь до старости играть принцесс. Не так давно с Натальей приключился случай почти анекдотический. На спектакль «Маленький принц» пришли американцы. После спектакля обступили режиссера: «Покажите нам актрису, которая Маленького принца играла». Пришлось выйти, познакомиться. На лицах гостей появилось некое замешательство: «А озвучивал кто»?
Голос у нашей юбилярши особенный – хрустально-звонкий, весенний такой, прозрачный, со множеством модуляций и оттенков. Так что она изначально была обречена на роли героинь. И, разумеется, играла их в большом количестве. Однако самые удачные роли совсем не вписываются в означенное амплуа.

Одной из первых таких удач (это было еще в Днепропетровске) стал царь из лесковского «Левши». Наташа с улыбкой вспоминает, как расплакалась, узнав, кого ей предстоит играть, как обиделась на режиссера. А Валерий Флегонтович принял такое решение скорее от безвыходности: актеров-мужчин в театре не хватало. Однако эксперимент оказался весьма удачным: критика потом не однажды отмечала именно этот образ. А молодая актриса, может быть, именно тогда поняла насколько мощный, тонкий и выразительный инструмент – голос. В той роли он стал почти неузнаваемым – резким, визгливым, вздорным.
Наталья делала первые шаги в профессии, только-только постигала ее секреты. Это теперь она знает, что, пользуясь голосом (одним только голосом! Без мимики, без жеста), можно взять зал, заставить затихнуть неугомонных малышей, обратить в слух скептично настроенных подростков.
– Я зал не вижу, я его слышу. Особенно младшую детскую аудиторию. Для того чтобы они слушали, нужно такой импульс энергетики послать!
– Вы любите работать для самых маленьких?
– Не очень, – честно признается актриса. – Все-таки театр – таинство, магия. Это не вполне доступно крохам.
– Не случайно в театре Сергея Образцова висит (во всяком случае висело прежде) объявление: «Мы не рекомендуем приводить в театр детей младше 4 лет», – вступает в разговор Валерий Флегонтович.
– Ваша самая любимая роль?
– Маленький принц.
– Который? Курский или тот, первый? (Тут необходимо сделать довольно пространное отступление. Дело в том, что замечательную сказку Антуана де Сент-Экзюпери Валерий Бугаев ставил дважды. И оба раза роль Маленького принца доставалась Наталье. Первый спектакль был поставлен в Днепропетровске больше трех десятилетий назад и стал легендой театров кукол, завоевал немало престижных премий. А благодаря удачной телеверсии его чуть не наизусть знали жители Украины и смогли по достоинству оценить в самых разных уголках большой страны, носящей имя СССР. Курский вариант спектакля также обласкан критиками, увенчан фестивальными лаврами и, разумеется, не обделен любовью зрителей. В успехе обоих спектаклей безусловна заслуга Натальи Бугаевой, исполнительницы заглавной роли).
– Вообще с этой ролью история мистическая. Верите, не я им управляю, он – мною. Я хочу одну интонацию сделать, а он мешает, выходит нечто иное. Он и зал завораживает. Даже мальчишки выходят заплаканные, а это дорогого стоит. Там же столько, казалось бы, недоступной детям философии, такой сгусток условностей… А из двух спектаклей мне дороже тот, давний. Хотя кукла там была гораздо тяжелее, я уставала смертельно. И все-таки тот. Он был романтичнее, что ли.
– Изменилось время, изменился зритель, – уточняет режиссер. – Нынешний спектакль динамичнее и технологичнее. Театр обязан разговаривать со зрителем на максимально понятном ему языке.

Говорить на языке, понятном именно сегодняшнему зрителю, Курский театр кукол умеет виртуозно. Одно из ярчайших тому доказательств – спектакль «Повелитель мух», замеченный не только местными, но и столичными критиками, успешно представленный на нескольких фестивалях. И опять-таки роль в этом Натальи Бугаевой переоценить невозможно, хотя доставшийся ей персонаж вовсе не главный герой. Но именно мальчишка по прозвищу Хрюша, не самый образованный, не самый благополучный, становится неким нравственным камертоном спектакля. И не случайно на фестивале «Волжские сезоны» Наталья Бугаева получила за эту роль специально учрежденный жюри диплом.

Кто знает, как сложилась бы творческая судьба актрисы, если бы она не изменила изначально выбранному пути. Но думаю, что останься она, как предполагала профессиональная специализация, в театре драматическом, и там были бы в ее «наградном листе» дипломы «За лучшую женскую роль». Не так часто доводится кукольникам общаться со зрителем вживую, еще реже – без куклы, второго «я». У Натальи Альбертовны, насколько помню, такие случаи на курской сцене выпадали дважды. Первый – в давнем спектакле «Наш Пушкин». Впрочем, она была там не совсем без куклы. В какой-то момент кукла все же появлялась в руках старой актрисы, а ныне уборщицы театра тети Паши. Но не она, смирно сидящая на коленях, а все тот же неподражаемый голос творит чудо. Диалог Царевны и Чернавки обретает такую драматическую силу, что надолго остается в памяти, а явно неглавная роль, доставшаяся режиссерской жене, замечена, кажется, всеми критиками, писавшими об этом спектакле. И во второй раз роль была, мягко говоря, не центральная: служанка Джульетта в спектакле «Король умирает». И вновь не заметить и не отметить ее было просто невозможно.

– А каково быть женой главрежа в театре кукол? В драматическом-то, как правило, им уготовано положение примы и лучшие роли.
– Чего-чего, а дефицита ролей актер-кукольник точно не испытывает. В одном спектакле их подчас три-четыре. В «Тук-тук, кто там?» я играю Козу, Козленка, Сову, Санитарку. Никто в труппе на недогруз пожаловаться не может. Чаще мечтают о паузе в работе… А быть женой главного режиссера непросто. Иногда надо промолчать там, где в иной ипостаси обязательно что-то сказала бы.
– Зато к прошлому юбилею муж подарил вам по-настоящему бенефисный спектакль. Успех «Солнечного луча» безусловно обеспечен вашим мышонком Муфом, это ведь по сути моноспектакль…
– Да, хорош подарочек, – смеется Наталья. – Три плана, три уровня. Играю лежа на спине, на коленях. Весь спектакль без единой паузы-передышки.
– «Солнечный луч» – легенда театра кукол, – вступает с разъяснениями-уточнениями Валерий Флегонтович. – В 70-80-е его ставили много и успешно. На одном из фестивалей я увидел работу Каунасского театра и поклялся, что никогда не буду это ставить, потому что лучше невозможно, а хуже не хочется… Но прошли десятилетия, и я понял, что можно не лучше, не хуже, а просто по-другому… Мы возили «Луч» на фестиваль в Брест (это один из авторитетных театральных форумов). Там к Наташе подошла актриса из Таллина и сказала: «Я видела каунасский спектакль. Ваш Муф лучше». И подарила мышонка.
– Здорово! И все же спектакль так трудно дался актрисе, что она, видимо, уговорила на этот раз обойтись без подарков к юбилею?
– Будет подарок. Просто он, как часто случается в театре, слегка запаздывает. В работе спектакль «Бабаня» по пьесе Кати Рубиной. Это святочная история, которая начинается с поминок в городке с говорящим названием Спянск, а заканчивается хороводом у новогодней елки. Похоронив дочку, которой пообещала, что поедет на свадьбу внучки в Австралию, Бабаня отправляется в длинное путешествие, знакомясь по пути с разными странами, разными нравами. Пока спектакль в стадии обдумывания, но назад пути уже нет.
– Придется принимать подарок, куда денешься. И снова легкой жизни мне никто не обещает: весь вечер на манеже! – продолжает разговор Наталья.
А выражение лица, блеск в глазах – в абсолютном противоречии со словами. Ясно, спектакля она ждет, уже болеет им. Потому что любит театр. Театр вообще и конкретный театр Валерия Бугаева.

Иначе она давно бы уже отправилась на пенсию. Ведь, если кто не знает, у кукольников, как в балете: отработал 25 лет – можешь отдыхать. Однако ж не уходит. И, конечно, не мизерная актерская зарплата держит. В конце концов добавку к пенсии можно добыть, работая «в полноги» в частных театриках, коих сейчас немало, где нет тяжелых кукол со сложной механикой, обходятся модернизированными мягкими игрушками («потрошенкой» на жаргоне кукольников). Но Наталье Бугаевой нужен Театр. Потому что она Актриса. Актриса милостью Божией.

gikursk.ru

Людмила Третьякова