Газета «Городские Известия» № 3832 от 26 марта 2016

Он и «король», и «повелитель»...

Куряне давно знают: нет непреодолимых творческих задач для нашего театра кукол и главного режиссера Валерия Бугаева. А гости города при виде афиш недоумевают: «Король умирает», «Повелитель мух» и... куклы? Немыслимо, невероятно!

Умение преодолевать всевозможные «не» коллектив с блеском подтвердил на торжестве в честь профессионального праздника – Международного дня кукольника, который отмечается 21 марта.

Дату эту утвердили не так давно в УНИМА – Международной ассоциации деятелей кукольных театров. Прага, Париж, Бухарест, Москва, Вашингтон, Дрезден – в этих мегаполисах проходили всемирные конгрессы влиятельной организации. Но и Курск занимает на «кукольной» карте планеты весомое место, постановки удостаиваются наград престижных фестивалей, почтительных отзывов ведущих критиков и, конечно, восторгов публики – юной и, что редкость для такого жанра, взрослой. И невдомек коллегам курян, например, из немецкого Виттена, что феерически-фантастически-философские спектакли рождаются в условиях весьма прозаических. О насущных потребностях театра уже много лет говорилось и писалось, в том числе и в «ГИ». На нынешнем «капустнике» демонстрировались документальные кадры из-за рубежа: чудо-робот с богатейшей мимикой и механический ансамбль. Но много ли создали бы эти разработчики, окажись они в условиях бывшей женской гимназии на улице Радищева, где творческие и вспомогательные службы сидят друг у друга на головах! Как в сказке про грибок-теремок и разноголосый хор «квартирантов»: «Нам и самим-то места нет. Совсем места нет!». Театр всесторонне поддерживается учредителем – областным комитетом по культуре, а губернатор в этом году предоставил очередной грант – на новую постановку «Бабаня». Но все же праздничному «капустнику» (уникальная разновидность сценического действа, живущая лишь на российских подмостках) актеры дали выразительное название – «Малобюджетная любовь». Насчет бюджета разъяснять нужды нет. А насколько горяча любовь актеров и других виновников торжества к ремеслу, далеко не всегда вознаграждаемому, в том числе и славой (недаром в номере с куплетистами прозвучало: «Завтра я играю крысу. Что Шекспир, вот это – роль!»), они показали в часовом представлении. Главрежу, со всеми его почетными званиями и авторитетом, отвели скромную роль «голоса за кадром». И в голосе опытнейшего мэтра (казалось бы, в своем деле его уж ничем не удивить) то и дело звучало восхищение учениками.?Театр теней – форма сложная, но куряне ею успешно владеют, применяя, скажем, в постановке под обманчиво несуразным названием «Калямаля». А вот кто слыхал о театре... света?! Даже не «марионетки в ловких и натруженных руках», а сами руки, с десяток, подсвеченные на черном фоне, волшебным образом складываются в обычные предметы – облачко, дождик, стайку птиц, но как же трогательно на них смотреть!.. ?Каждый из труппы представал во множестве обличий. Сергей Рякин, чьего Пушкина театралы вспоминают и спустя более полутора десятилетий, со сказочным проворством перевоплощался из Бабы Яги в Кощея, а потом в цыганского шансонье.  Валерия Рыжакова блеснула неземным вокалом. Сценки воображаемой встречи Чапаева с Катериной из «Грозы» и синхронного плавания под «Танец с саблями» вызывали цепную реакцию хохота. Были и авангардный танец, и зонг из рок-оперы. Словом, если в зальчике присутствовали зрители, пришедшие сюда после многолетнего (с детства) перерыва, они наверняка испытали настоящее потрясение: если эти люди ТАК отдыхают, как же они работают?! Многочисленные друзья театра были рады в который раз полюбоваться мастерством любимцев в неожиданном ракурсе.

Павел РЫЖКОВ