Журнал «Страстной Бульвар,10» Выпуск №4-184/2015

Встречи в Курске

Всероссийский семинар молодых театральных критиков и журналистов под руководством Н.Д. Старосельской при СТД РФ на этот раз проходил в Курске. Здесь, в старейшем в Россиидраматическом театре им. А.С. Пушкина, семинаристы изОмска, Благовещенска, Магадана, Нижнего Новгорода, Уфы, Ульяновска, Ставрополя смотрели спектакли, разбирали их на своих занятиях, обсуждали на труппе. Кроме того, в афишу семинара вошел спектакль Курского государственного театра кукол«Повелитель мух» У. Голдинга. Благодаря открытому общению с создателями постановок - режиссерами, художниками, актерами - складывался объемный портрет театрального города.

Мухи отдельно

Нет, нет, продолжения о котлетах не будет. Название этого материала ни в коей мере не носит иронический, или, уж тем более, язвительный характер. Просто спектакль «Повелитель мух» Курского государственного театра кукол изначально был единственным отдельным спектаклем в программе нашего семинара - остальные были спектаклями Курского драмтеатра имени А.С.Пушкина. Ну а впоследствии, сразу после его просмотра, все участники семинара сошлись во мнении, что данная постановка является отдельным, то есть особым случаем в нашей практике и заслуживает отдельного большого и серьезного разговора.

Роман нобелевского лауреата, англичанина Уильяма Голдинга «Повелитель мух» сам по себе занимает отдельное место в мировом литературном наследии ХХ столетия. Напомню его фабулу: группа английских мальчиков в силу некоего глобального катаклизма оказывается на необитаемом острове, и вскоре большинство этих «новых робинзонов» превращаются из маленьких джентельменов в дикарей, поклоняющихся «повелителю мух», проще говоря, дьяволу.

Книга вышла в свет в 1954 году. И хотя режиссер-постановщик Валерий Бугаёв использовал инсценировку, написанную Найджелом Уильямсом в 1996-м, а жанр своей постановки, премьера которой состоялась в 2013-м, и вовсе определил как «робинзонада наших дней» - основной хронотоп спектакля все же восходит именно к первоисточнику. Спектакль наполнен атмосферой старых добрых британских 50 х. Она достигается и за счет использования музыки, например, знаменитой песни «Битлз» «Yellow Submarine» (музыкальное оформление спектакля осуществил Александр Москаленко), и за счет сопровождающих действие стилизованных фото-видео-инсталляций. Но в первую очередь - за счет бережного и мастерского обращения с текстом и образами первоисточника.

Первым и, пожалуй, наиболее впечатляющим образом курского «Повелителя мух» следует назвать сам ОСТРОВ. Благодаря таланту художника-постановщика Виктора Никитина и мастерству актеров труппы, Остров в спектакле воплощен не просто как место действия - он является его персонажем. И это абсолютно соответствует духу романа, в тексте которого подробные описания пейзажей изобилуют активными глаголами: «скала смотрела из-за зелени», «пальмы взмывали в небо», «тени затопилипрогалину», «земля вставала и исчезала»... Постоянные выразительные трансформации Острова достигаются за счет действий слаженной, очень пластичной команды актеров, несущей сценографическое решение спектакля на своих плечах - в буквальном смысле слова.

Следующей, на мой взгляд, безусловной образной победой спектакля, центром его нравственного посыла зрителям, является персонаж по прозвищу Хрюша - трогательный добрый и человечный толстячок-очкарик, в итоге гибнущий от рук своих обезумевших товарищей. Талантливая, яркая, искренняя и естественная актерская работа Натальи Бугаёвой делает кукольного Хрюшу абсолютно живым маленьким человеком, завоевывающим наибольшие симпатии и наибольшее сочувствие зрителей.

Самых добрых и восхищенных слов заслуживает весь без исключения актерско-кукольный ансамбль. Слабый и беззащитный Саймон (Сергей Рякин), угодливый и жестокий Роджер (Ольга Удот), добрые, но бесхарактерные братья-близнецы Эрик и Сэм (Людмила Марголина и Галина Сурженко), перепуганный малыш Персиваль (Елена Печкуренко), веселые шалуны, постепенно превращающиеся в жестоких дикарей Морис (Юлия Павленко), Генри (Юрий Лисняк), Билл (Татьяна Баркалова) - каждый из этих кукольных образов убедителен и полнокровен. Здесь нельзя еще раз не упомянуть блестящую работу сценографа Виктора Никитина: все куклы в спектакле - с поистине живыми глазами, а мастерское чередование света и тени на лицах персонажей создает удивительный эффект живой мимики кукольных лиц.

Разговор о паре центральных персонажей спектакля - Ральфе и Джеке я специально приберег напоследок. Эти образы режиссером максимально укрупнены, точнее, удвоены: на сцене параллельно присутствуют два Ральфа - маленький кукольный (мастерская работа Игоря Семяновского) и живой взрослый (Дмитрий Сопов), и, аналогично, два Джека - кукольный детский образ убедительно воплощает Вадим Козлов, живой взрослый - Александр Титов.

Ральф и Джек два полюса этой истории: первый - носитель светлого, цивилизованного начала, второй - темного дикарского. Первый считает главным шансом юных робинзонов на выживание постоянный дымовой сигнал, который заметят проходящие мимо корабли. Второй не надеется на помощь извне и главным шансом выжить считает охоту на свиней, которая в итоге становится охотой на людей. Весь рассказ как бы ведется от имени этих героев-антагонистов, когда-то выживших на острове и живущих теперь в нашем сегодняшнем мире (вот она, заявленная в жанровом определении робинзонада нашихдней). Взрослый Ральф сидит в левом от зрителя углу авансцены, Джек - в правом. Возвращаясь к событиям на острове, каждый словно бы еще раз пытается отстоять свою личную правду: в той ситуации можно было выжить только так, а не иначе. В финале Джек проигрывает этот нравственный поединок, он покидает сцену, демонстративно оставив на ней свой нож (хочется верить - как символ решительного отказа от охоты и убийств). Сдержанная в эмоциональном плане, не перетягивающая внимания на себя от кукольных персонажей, но точная игра Дмитрия Сопова и Александра Титова - еще одно достоинство спектакля.

Последняя точка спектакля выразительна и символична: под звуки бессмертной мелодии «Аве, Мария» на сцене появляется живой малыш (Илья Семяновский), вокруг которого летают не мухи, а яркие бабочки. Мухам на этом острове больше не место. И очень хочется верить, что так и будет: умы и души наших детей всегда будут окружать только божественные бабочки, а не дьявольские мухи. Жизнь людей будет прекрасна - и мухи всегда будут отдельно от нее.

Когда-нибудь так и будет. Давайте в это верить.

Юрий ВОЛЧАНСКИЙ