Журнал «Страстной бульвар, 10»
Выпуск №10-170/2014

Время «Волжских сезонов»

Театральный фестиваль «Волжские театральные сезоны» одарил многими впечатлениями, именно поэтому мы решили предоставить слово тем, кому повезло поработать в Самаре в эти апрельские дни, стараясь, чтобы ни один из многих жанров этого престижного форума - балет, опера, драма, кукольный театр - не остался без внимания.

На фестивале, очень продуманно и четко организованном и проведенном командой Самарского отделения СТД РФ под руководством Председателя Владимира Гальченко и ответственного секретаря Тамары Воробьевой, работало жюри и семинар театральных журналистов под руководством Н.Д. Старосельской. Мы предоставляем свои страницы музыкальному критику Сергею Коробкову, специалисту в области театра кукол Наталье Райтаровской и участникам семинара, успевшим посмотреть большинство спектаклей. О тех, которые они не смогли увидеть, - рассказ руководителя семинара.

Куклы на «Волжских сезонах»

Когда со сцены прозвучало: «Диплом жюри вручается за исполнение роли Хрюши...», в зрительном зале Самарского театра драмы, где проходило торжественное закрытие фестиваля Волжские театральные сезоны-2014, раздался смех. Реакция зала была вполне понятной: перед «куклами» награды вручали за оперные и балетные спектакли, и в компанию Аиды, Баядерки, Корсара или Сильфиды Хрюша, конечно, вписывался с трудом. Имя героя, однако, связано не с известной российской телепередачей, а с романом английского писателя Уильяма Голдинга «Повелитель мух», в 1983 году удостоенного Нобелевской премии в области литературы. Его сценическую версию (автор инсценировки - Найджел Уильямс) представил на фестивале Курский государственный театр кукол.

Хрюша - это прозвище одного из подростков, группа которых в результате авиакатастрофы оказалась на необитаемом острове, и судьба их была куда более удручающей, чем у Робинзона. Дефо оставил своему герою останки корабля, и у того были ружье, порох, гвозди, инструменты, даже Библия. У мальчиков не было ничего, им приходилось начинать человеческую жизнь с полного нуля. Так, линзы очков Хрюши послужили источником огня - с их помощью удалось развести костер, который должен был служить знаком для судов в море и надеждой на спасение. Добрый близорукий Хрюша, над которым иногда посмеиваются, а иногда и откровенно издеваются его приятели, подобен камертону здравого смысла и порядочности (за эту роль актриса Наталия Бугаева была удостоена диплома жюри «Особое мнение»), но и ему не удается предотвратить раскол и братоубийство. Подростки делятся на два лагеря и начинают войну - за пищу, за лидерство, за жизнь. Хорошо, что в группе нет девочек, а то война велась бы и за них. В общем, исключительно библейская история.

Особая роль в спектакле отведена образу самого острова, на котором оказались английские школьники. В трактовке режиссера Валерия Бугаева остров предстает как некое самостоятельное существо, что невольно приводит к ассоциациям с «Солярисом» Станислава Лема. Режиссерская идея острова поддержана и развита художником спектакля Виктором Никитиным и композитором Александром Москаленко. Главным в их решении становится подвижная и изменчивая стихия. Актеры с закрытыми лицами, одетые в легкие балахоны, рисунок и цвет ткани которых передают дробную пестроту травы, листьев, камней, образуют живые подвижные ширмы, на которых работают верховые куклы. В такт точно найденной атмосферы и музыки к спектаклю живые ширмы пластично и стремительно меняют сценическое пространство, превращаясь то в высокую гору, по которой карабкаются герои, то в пологий берег у моря, то в феерию пожара, охватившего остров. Решение «живого плана», который в театре кукол часто становится камнем преткновения - несомненная удача авторов спектакля, который был с большим интересом принят и критиками, и зрителями фестиваля, а Валерий Бугаев удостоен приза в номинации «Лучший режиссер в театре кукол». Следует отметить и то, что «Повелитель мух» Курского театра кукол - это первая постановка романа Голдинга в куклах.

Еще один кукольный спектакль фестиваля, вызвавший бурный интерес у самарского зрителя – это «Король Лир» Воронежского государственного театра кукол «Шут» имени В.А. Вольховского. Трагедия Шекспира представлена авторами спектакля (режиссер - Валентин Козловский, художник-постановщик - Елена Луценко, композитор - Александр Бабаян) в полном объеме текста без купюр, которые нередко применяются при постановке «Лира» по причине множественности сюжетных линий и нюансов. Зрителям впору давать либретто, чтобы они могли прослеживать все имена, события и перипетии действа. От купюр и трактовок воронежцы отказались, текст взяли целиком, и, с учетом специфики театра кукол, это, конечно, колоссальный труд.

Разрешая извечную и широко практикуемую в театре кукол позицию «актер и кукла; кукла и актер», авторы спектакля предпочли следующую трактовку - актеры в живом плане, управляющие куклами - это воины, солдаты. И трактовка эта вполне оправдана: средневековье, к временам которого восходят события, описанные в трагедии - это череда бесконечных войн, с которыми человек рождался и с которыми отходил в мир иной. Насилие, кровь, смерть, жестокость были для средневекового человека обыденностью. Все герои трагедии в спектакле воронежцев - жертвы этой обыденности. Актеры-солдаты обращаются с ними, не важно, кто из них кто по статусу, как с пленниками - таскают, швыряют, пинают ногами. Рабская зависимость персонажей передана через фактуру кукол. Они планшетные, в две трети человеческого роста, но совершенно мягкие, тряпичные. Пухлые щечки, старческие морщинки, бусинки глаз, мягкая улыбчивость - ни один из персонажей не кажется воплощением зла, и всех их по-человечески жаль. Автор кукол и сценограф Елена Луценко получила за эту работу приз фестиваля «Лучший художник в театре кукол».

В театре кукол, правда, есть и свои правила. Швырять и пинать кукол на сцене, независимо от режиссерских трактовок и смысловых окрасок спектакля, все-таки, считается табу. По ходу спектакля актеры-воины зачастую излишне усердно и суетливо расправлялись со своими пленниками-куклами. Но был в спектакле воин, с величайшим уважением и почтением относившийся к своему пленнику. Это актер, исполнявший роль главного героя - Короля Лира. Неспешная подача текста, великолепное кукловождение, сочетание сочувственной отстраненности актера и одновременно вживания в образ запомнятся надолго, и недаром актер Михаил Мальцев получил приз фестиваля «Лучшая работа актера в театре кукол».

Единственным спектаклем для детской аудитории был «Карлик-Нос» по мотивам сказки В. Гауфа (инсценировка И. Всеволодова) Самарского театра кукол, который получил приз в номинации «Лучший спектакль для детей». Приз спектаклю, однако, был вручен не только за его «единственность». Спектакль являет собой образец добротного театрального представления, в котором самым тщательным образом выверены все составляющие сценического произведения, имеющего конкретного адресата - ребенка. Авторы спектакля - хорошо известные в мире театра кукол питерцы-профессионалы: режиссер - Игорь Игнатьев, художник-постановщик - Анна Игнатьева, художник по костюмам - Филипп Игнатьев, композитор - Михаил Бебриш, хореограф - Наталья Петрова-Рудай. Наверняка «Карлик-Нос» еще долгое время будет оставаться в репертуаре Самарского театра кукол, являя собой определенный эталон целевого детского спектакля. Вручая приз самарцам, член жюри Анна Некрылова выразила надежду, что на следующих Волжских театральных сезонах спектаклей для детей будет немного больше.

Наталия РАЙТАРОВСКАЯ

<<< �����