«Городские известия»
1 марта 2012 г.

Новый взгляд на русскую сказку

Как уже писала наша газета, премьерой нынешнего сезона в Курском государственном театре кукол стал спектакль по пьесе Юрия Боганова «Кощей + Василиса =?», автор которой предложил публике совершенно новый сюжет с традиционными героями русских сказок.

Поставил интересный спектакль заслуженный деятель искусств России Валерий Бугаев, художественным оформлением сказки занимался заслуженный художник Украины Виктор Никитин. Это давний творческий союз, к тому же Виктор Миронович выступил не просто как художник, но и как автор кукол (он привез их с собой из Днепропетровска) и декораций, которые воплощались бутафорами нашего театра кукол.

Только истинный художник может так необычно воплотить одновременно и фольклорные элементы, и современные тенденции: вроде бы все куклы — легко узнаваемые персонажи, «кочующие» из сказки в сказку, каждый — со своими атрибутами (Баба-Яга «снабжена» крючковатым носом и летает на метле, тощий, словно скелет, Кощей — в шитом золотом кафтане, Василиса — в русском сарафане), но при этом сразу понятно, что действие происходит здесь и сейчас, а не в гипотетические стародавние времена: Избушка на курьих ножках гордо «носит» страшенный гелевый «маникюр» (или «педикюр» — поди разберись!), облик «идеальной девушки» Василисы ничуть не портят модная стрижка (да еще и рыжая) и тяжелые ботинки армейского типа — как раз для сельского бездорожья. Шлем и летчицкие очки Бабе-Яге тоже весьма кстати, а вот другие очки — на Иване-«русском богатыре»... Но об этом — немного позже.

«Штат» постановки совсем небольшой: всего два актера. Это уже полюбившиеся курским зрителям Игорь Семеновский и Елена Печкуренко — талантливые, самобытные, запомнившиеся нам по таким ярким спектаклям, как «Король умирает», «Приключения Буратино», «Дюймовочка», «Елена Премудрая», «38 попугаев»... Их отличает умение мгновенно перевоплощаться из одного образа в другой, что очень важно в том случае, когда актер «ведет» сразу несколько кукол. Игорь Семеновский и Елена Печкуренко не только прекрасно владеют сценическими образами и куклами, которые их воплощают, но и... собственным телом: во время вставных номеров между действиями спектакля они так зажигательно исполняют стилизованный русский танец с элементами акробатики, что маленьким зрителям порой трудно усидеть на своих местах!

Музыкальное оформление, как всегда, в театре кукол, принадлежит заслуженному работнику культуры России Александру Москаленко. Музыка здесь сборная — от фольклора до классики, но вся она выдержана в едином характере — и русские наигрыши, и элементы тяжелого рока, и саундтреки известных кинофильмов, и даже (в зависимости от окружающей обстановки и характера действия) фрагменты бессмертных творений Иоганна Себастьяна Баха исполняются на балалайке — «самом русском инструменте», чтобы никто не сомневался, что действие происходит все-таки в русской сказке, хоть и переиначенной на современный лад.

Во многих случаях партию балалайки исполняет на сцене сам Игорь Семеновский! Кстати, научился он на ней играть буквально за месяц: режиссер поставил такую задачу: чтобы была «живая» игра, и она оказалась выполнима. Актер прекрасно справился с ней. В остальные же моменты на фонограмме, которая в спектакле проходит фоном, использованы записи с концертов русского балалаечника-виртуоза Алексея Архиповского.

Разумеется, под стать такому прекрасному оформлению получилось и само действо. Как и полагается по традиционному сюжету русской народной сказки, надумал Кощей Бессмертный жениться. И непременно — на Василисе. А Бабу-Ягу, конечно же, взял к себе в помощницы... Вот тут-то традиция и заканчивается. Появившийся откуда ни возьмись Иван, хоть и одет в доспехи русского богатыря, таковым никак не был в действительности: уж больно он мал, хлипок, да и очки навевают мысль совсем о другом предназначении... А его постоянно повторяющееся «Я читал, я знаю» говорит о хорошей памяти, но и только: увы, храбрый юноша не в состоянии ни на шаг отступить от «протокола» и поразмыслить над происходящим. И Василиса несколько раз по ходу действия «вырубает» его сковородкой (тоже вполне современной на вид) — чтобы просто не мешал. Вот такой взгляд на мужчину нынешнего поколения и его роль в жизни общества. Как говорится, сказка — ложь, да в ней намек... Увы.

Есть и другая идея — весьма оптимистичная: старый-престарый Кощей Бессмертный, получив «укол добра», внезапно женится на Бабе-Яге, а Василиса остается с Иваном. Как говорится, подобное к подобному, каждому — свое, баланс сил не нарушен, как и должно быть в жизни.

И еще одна идея, правда, совсем не новая, но все же — идеальная героиня должна уметь все: и выход найти из трудной ситуации, и смекалку проявить, и мгновенно среагировать на угрозу, и... устроить пир горой. Вот такая современная самостоятельная героиня: ей любая задача по плечу.

Спектакль получился очень ярким. В нем много самых разных эффектов, в том числе и неожиданное световое решение в конце сказки, а в начале — вовлечение в игру маленьких зрителей, что нравится абсолютно всем ребятам.

Марина Федорова