«Курский вестник»
10.02.2004

О любви и верности — на языке, понятном всем
В который раз Курский театр кукол доказывает, что вовсе не нуждается
в снисхождении ввиду своей «детскости». Его работы дают повод поразмыслить
над вечными ценностями и вполне серьезными проблемами. А главное — испытать
наслаждение от встречи с настоящим искусством.

Гаснет свет в зале, и в невесть откуда взявшемся глубоком пространстве сцены возникает некое марево, а в нем — женщина, качающая колыбельку. И хоть колыбелька, как и девочка в ней, совсем крохотная, разговор похож на миллионы прочих, тех, что ведут во всем мире мамы со своими детьми. В них — обещание огромного мира, который примет нового человека и подарит ему удивительные мгновения, из которых и складывается Жизнь. И как-то сразу становится ясно, что именно Женщина и есть главный персонаж истории, которую собираются поведать залу. Неважно, что появляется она всего в нескольких эпизодах, пристальное внимание авторов спектакля к ее судьбе превращает его из обычной сказки для детей в притчу, в коей человек любого возраста отыщет мысли, созвучные собственным.

Идея поставить «Дюймовочку» возникла у главного режиссера театра Валерия Бугаева и его давнего соавтора Виктора Никитина, художника из Днепропетровска, давно. Сразу было ясно: спектакль должен быть красивым и романтичным (некая альтернатива населенным уродцами мультикам). Режиссер переворошил массу инсценировок андерсеновской сказки, но так и не отыскал той, которая увлекла бы его. И тогда Валерий Флегонтович решил написать собственную инсценировку. Он так далеко ушел от первоосновы, что в  программке спектакля пришлось пометить «по мотивам…». Но, думается, Ганс-Христиан, этот добрейший из сказочников, не стал бы возражать против такого прочтения. Крохотная Дюймовочка из существа эфемерного, почти бесплотного и вполне безвольного, целиком зависящего от поворотов судьбы и решений более сильных персонажей, превратилась в личность. Со своими взглядами на мир и чувством собственного достоинства, а главное — с сознанием ответственности перед окружающими и в первую очередь — перед мамой, той самой Женщиной, что качала крохотную колыбельку. Это она, Дюймовочка, напридумывала-напророчила сказку про принца, пусть даже и без белого коня, который непременно вернется к ее маме. И разве могла она не прилететь назад из прекрасной страны эльфов, чтобы собственными глазами увидеть: все именно так и случилось, отыскался принц, счастлива Женщина. Ключ ко всему повествованию, а может, и всякой судьбе заключен в словах ласточки: крылья даются не затем, чтоб улететь, а чтобы обязательно вернуться…

Впрочем, не стоит настаивать на собственных трактовках. Как все настоящее, первая премьера юбилейного сезона Курского театра кукол позволяет каждому зрителю увидеть и понять что-то важное именно для него. А коллективу — закрепить славу новаторов, каждая работа которых становится событием.

Людмила Третьякова